Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

ЧВК "Рёдан"

В последние дни в социальных сетях и мессенджерах появляются призывы к сбору сторонников так называемого ЧВК «Редан».
Эта субкультура, которая возникла в качестве подражания японской мультипликации. Ее участники вдохновились мангой (комиксы) и аниме «Hunter х Hunter» (Охотник против Охотника), откуда позаимствовали термин «Редан».
В указанном анимационном мультфильме название «Рёдан» носит преступная организация. Ее символом является паук с номером, расположенным на нем. Каждый член организации носит данный символ с личным порядковым номером.
В феврале текущего года сторонники ЧВК «Редан» начали распространять в социальных сетях (TikTok) и мессенджерах (Telegram и др.) оскорбления в адрес футбольных фанатов, скинхедов и иностранных граждан.
22 февраля в одном их торговых центров в г. Москвы состоялась драка с участием несовершеннолетних, относящих себя к ЧВК «Редан» и футбольными фанатами. Указанный инцидент стал триггером, поднявшим в социальных сетях массовую волну призывов к участию в массовых драках в торговых центрах.
Организаторы незаконных массовых мероприятий в сети Интернет призывают подростков собираться возле крупных торговых центров республики для участия в драках против фанатов, скинхедов и мигрантов.
Основная категория, вовлекаемая в участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, это молодежь в возрасте от 13 до 21 года. Их отличительными атрибутами являются клетчатые штаны, черная байка с изображением паука с цифрой 4, волосы средней длинны, окрашенные в черный цвет.
Призывы к участию в несанкционированных массовых мероприятиях с 24 февраля текущего года начали появляться в Республике Беларусь. 28 февраля в г.Гомеле сотрудники милиции пресекли попытку проведения массовой акции с участием несовершеннолетних, в результате было задержано 184 учащихся учреждений образования.
По факту организации действий, грубо нарушающих общественный порядок, возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 342 Уголовного кодекса. В отношении задержанных проводится проверка, по результатам которой действиям каждого участника будет дана правовая оценка.
На следующий день, 1 марта вновь последовали призывы к сбору несовершеннолетних для участия в массовых мероприятиях. В целях их недопущения сотрудниками милиции организовано патрулирование и контроль за нахождением граждан в торговых центрах. В результате массовые сборы несовершеннолетних удалось предотвратить. Однако, несмотря на это, в стране было задержано 112 несовершеннолетних, собравшихся около крупных торговых центров Минска, Бреста и Гродно.
На данный момент через социальные сети продолжают поступать призывы об очередном сборе, в том числе в выходные дни в торговых центрах страны сторонников ЧВК «Редан».

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2011 N 309-З)

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, -
влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
(часть 1 статьи 23.34 в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, -
(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 N 242-З)
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо - от двадцати до ста базовых величин.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -
(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

3-1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин.
(часть 3-1 статьи 23.34 введена Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, -
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, -
влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо - от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

Комментарий к статье 23.34

1. Массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.

Иное массовое мероприятие - спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении.

2. На основании статей 4 - 12 Закона Республики Беларусь от 30.12.1997 N 114-З "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь" (далее - Закон "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь")  организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, указанные в данном качестве в заявлении о проведении массового мероприятия и принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению, а также политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке. Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором (организаторами) в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия, если иное не предусмотрено частями второй и третьей статьи 5 Закона "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь". Если массовое мероприятие намечается проводить на территории нескольких административно-территориальных единиц либо предполагаемое число участвующих в нем будет превышать 1000 человек (для собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования) или 1500 человек (для иных массовых мероприятий), заявление подается в соответствующий областной исполнительный комитет. В городе Минске заявление подается в Минский городской исполнительный комитет. Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия, за исключением случаев подачи заявления о проведении массового мероприятия, предусмотренного частью восьмой статьи 45 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее - ИК), которое подается не позднее чем за пять дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.

В заявлении указываются:

  • цель, вид, место проведения массового мероприятия;
  • дата проведения, время его начала и окончания;
  • маршруты движения;
  • предполагаемое количество участников;
  • фамилия, имя, отчество организатора (организаторов), его (их) гражданство, дата рождения, место жительства и работы (учебы);
  • меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия;
  • меры, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия;
  • дата подачи заявления.

К заявлению прилагается обязательство в письменной форме организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, по организации и проведению массового мероприятия. Заявление, оформленное в соответствии с частью шестой статьи 5 Закона "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь", регистрируется местным исполнительным и распорядительным органом в день его подачи. Срок подачи заявления исчисляется со дня его регистрации в местном исполнительном и распорядительном органе. Организаторам массового мероприятия не может быть отказано в приеме заявления, если оно оформлено в соответствии с требованиями и в срок.

Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении. В случае поступления заявления о проведении массового мероприятия, предусмотренного частью восьмой статьи 45 ИК, руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель в письменной форме сообщают организатору (организаторам) такого массового мероприятия о принятом решении в течение трех дней со дня регистрации заявления в местном исполнительном и распорядительном органе. В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а также мотивы, по которым его проведение запрещено. Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия принимается с учетом даты, места, времени его проведения, количества участников, погодных условий, оплаты расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, и других обстоятельств, влияющих на обеспечение общественной безопасности, по согласованию с республиканскими органами государственного управления (их территориальными подразделениями), ответственными за обеспечение общественного порядка и безопасности. Порядок оплаты расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, определяется решением местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого планируется проведение массового мероприятия. Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель при рассмотрении заявления в целях обеспечения прав и свобод граждан, общественной безопасности, а также нормального функционирования транспорта и организаций вправе по согласованию с организатором (организаторами) массового мероприятия изменить дату, место и время его проведения. Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о запрещении проведения массового мероприятия либо об изменении даты, места и времени его проведения может быть обжаловано в судебном порядке.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах. Местными исполнительными и распорядительными органами могут быть определены постоянные места для проведения массовых мероприятий, а также места, где их проведение не допускается, с сообщением об этом в средствах массовой информации. Проведение массовых мероприятий не допускается:

  • в местах, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;
  • на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
  • на расстоянии менее 200 метров от зданий резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, телерадиоцентра, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;
  • на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, больницы, поликлиники, детские дошкольные учреждения, школы).

Проведение массовых мероприятий за пять и менее дней до выборов, референдума, отзыва депутата разрешается только в специально предназначенных для проведения массовых мероприятий местах под открытым небом и в помещениях, за исключением массовых мероприятий, проводимых по решению государственных органов. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.

При проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, работников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка. Во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования их организаторам и участникам запрещается:

  • препятствовать движению транспорта и пешеходов;
  • создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;
  • устанавливать палатки, иные временные сооружения;
  • воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;
  • иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям;
  • осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств;
  • действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;
  • пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан.

Массовое мероприятие, а также подготовка к нему должны быть прекращены по требованию руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) указанного мероприятия или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, в случаях:

  • если не было подано заявление или принято решение о запрещении проведения массового мероприятия;
  • если нарушены положения статей 9 - 11 Закона "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь";
  • возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.

В случае отказа участников массового мероприятия от выполнения требований руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, о прекращении массового мероприятия органами внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимаются необходимые меры по прекращению массового мероприятия.


Ответственность несовершеннолетних 

В соответствии с нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь и кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях уголовной и административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных данными кодексами.

Таким образом, возраст с которого наступает уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о массовых мероприятиях является 16 лет.

Вместе с тем, административным законодательством Республики Беларусь предусмотрена ответственность родителей за совершение их детьми деяний, содержащих признаки административного правонарушения либо преступления, до достижения возраста с которого наступает ответственность.



Статья 9.4 КоАП РБ «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей».

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Кроме того, согласно действующего законодательства на учет в инспекции по делам несовершеннолетних ставятся подростки, совершившие абсолютно любой вид правонарушения или преступления и независимо от их возраста.

Срок нахождения на учете в ИДН составляет не менее 6 месяцев и только в исключительных случаях может составлять меньший период. При этом срок нахождения на учете не ограничен и может длиться до достижения совершеннолетия.

Постановка на учет влечет за собой

  • сообщение по месту учебы, по месту работы родителей, военкомат;
  • постоянный контроль по месту учебы, посещение по месту жительства сотрудником милиции;
  • для подростков, совершивших правонарушение в пьяном виде – постановка на учет к врачу-наркологу;
  • дальнейшее поступление и трудоустройство во все силовые структуры, прохождение службы в элитных войсках Вооруженных сил является проблематичным.


Кроме того, в отношении несовершеннолетних регулярно допускающих правонарушения, а также совершивших преступления, в том числе и до достижения возраста с которого наступает административная и уголовная ответственность, может применяться такая мера наказания как направление для дальнейшего обучения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Несовершеннолетние, чьи родители ненадлежащим образом занимаются их воспитанием, могут быть признаны находящимися в социально опасном положении. 

Разъяснение уголовной ответственности по ст.ст.317-2, 341-1 и 342-2 УК

Законом Республики Беларусь от 26.05.2021 «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК) дополнен статьями 317-2, 341-1 и 342-2. Указанные изменения вступили в законную силу с 19.06.2021.

Уголовная ответственность по ст.317-2 УК предусмотрена за неоднократное управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортным средством. В соответствии с примечанием к данной статье деяние признается совершенным неоднократно, если в течение одного года после наложения административного взыскания за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, предусмотренного ч.2 ст. 18.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), это лицо вновь управляло транспортным средством, не имея права управления этим средством.

Уголовной ответственности по ст.317-2 УК подлежит лицо, на которое после 01 марта 2021 г. наложено административное взыскание за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 18.14 КоАП, и управлявшее после 19 июня 2021 г. транспортным средством, не имея права управления таким средством.

Статьей 342-2 УК предусмотрена уголовная ответственность
за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий. Согласно примечанию к данной статье деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо в течение одного года дважды подвергалось административному взысканию
за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.24.23 КоАП, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

Уголовной ответственности по ст.342-2 УК подлежит лицо,
на которое после 01 марта 2021 г. дважды налагалось административное взыскание по ст.24.23 КоАП (независимо от части указанной статьи),
и нарушившее порядок организации или проведения массового мероприятия после 19 июня 2021 г.

Аналогичным образом регламентированы вопросы уголовной ответственности по ст.341-1 УК (пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики) за неоднократное совершение правонарушений, предусмотренных ст. 19.10 КоАП.

Уголовный кодекс Республики Беларусь (выдержки)

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения
Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, - наказывается ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 4 до 8 лет; либо наказываются лишением свободы на срок от 5 до 15 лет.


Статья 293. Массовые беспорядки
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.
2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, –наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности –наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.


Статья 339. Хулиганство
1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство),
- наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 3 лет.
2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство),
- наказываются арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от 1 года до 6 лет.


Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них
1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления –наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления –наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, – влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.