Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Учителю-предметнику

 

Приемы, соответствующие

объяснительно-иллюстративному методу обучения

 

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
  • подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
  • демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
  • предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
  • инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

 

Приемы, соответствующие

репродуктивному методу обучения

 

  • задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
  • задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
  • задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
  • задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
  • задание учащимся на раскодирование алгоритма;
  • организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
  • задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
  • задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

Приемы, соответствующие

методу проблемного изложения

  •  
  • контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
  • предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
  • членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
  • фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;
  • предъявление учащимся конфликтного примера.

 

Приемы, соответствующие

частично-поисковому методу обучения.

 

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
  • задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
  • задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
  • задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

 

Приемы, адекватные

исследовательскому методу обучения

 

  • задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
  • задание учащимся с несформулированным вопросом;
  • задание с избыточными данными;
  • задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
  • задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
  •  задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
  •  задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;
  • задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
  • задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

 

Активные формы работы на уроках.

 Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Имитационные

Неимитационные

Игровые

Неигровые

 

ролевые игры;

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

имитационные упражнения;

тренинг и др.

проблемные семинары;

тематические дискуссии;

проблемные лекции;

круглые столы;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, и   т.д.) и др.

 

Игровое проектирование на основе метода проектов.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

 Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:

1. Метод мозговой атаки

1.1. Прямая мозговая атака

1.2. Массовая мозговая атака

1.3. Мозговой штурм

2. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов)

3. Метод многомерных матриц (метод морфологического анализа)

4. Метод свободных ассоциаций

5. Метод инверсии

6. Метод эмпатии

7. Метод синектики

1. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).

2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

3. Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

4. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

5. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

6. Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, разрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

7. Метод синектитки (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Понятно, что многое зависит от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных способностей.

 

Сегодня часто можно услышать, что современные дети не хотят учиться. Это значит, что у них отсутствует мотивация. Изменить ситуацию можно двумя путями:

заставить детей хотеть учиться или научиться учить по- другому, чтобы школьники сами хотели учиться . Первый способ трудный и неприятный , но достижимый.

Другой способ более интересный и приятный, так как опирается на внутренние стимулы к учёбе. Однако, реализация такого способа невозможна без существенного изменения педагогических средств, которые используются, в создании и поддержании учебной мотивации.

                                        Источники учебной мотивации

 1. Ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого зависит итог.

         Этому содействуют те педагогические технологии, которые позволяют детям принимать активное участие в получении знаний, а не быть их пассивными потребителями.

 

                                     Техника проблемных вопросов.

 

«Что произойдёт, если…?»

«На что похоже…?»

«Каким образом можно использовать для…?»

«Каким образом… влияет на …?»

 

2. Ощущение свободы выбора.

Меньше использовать фразы:

« вы должны», «вам необходимо», « вы обязаны».

 

Больше использовать фразы:

« вы можете», « у вас получится», « у вас есть варианты…»

 

3.Ощущение себя компетентным.

Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением личной успешности.

Это происходит тогда, когда учитель комментирует процесс и итоги учебной деятельности.

Очень важно, что конкретно слышит в таких ситуациях.

 

                                     Правила позитивной обратной связи.

1.Обратная связь должна быть ясной, конкретной и содержательной.

Дети должны знать, за что их хвалят, чем конкретно учитель обрадован, и впечатлён.

 

2.Позитивная обратная связь должна быть индивидуально ориентированной, без сравнений с другими учащимися, это значит, оценивается динамика развития- сравниваются умения сегодняшние и вчерашние.

 

3.Необходимо стремиться находить слова поддержки и использовать жесты одобрения для всех детей.

Если в классе хвалят одних и тех же учащихся, создаётся ощущение несправедливости

учителя, что очень сильно демотивирует.

 

 

  1. Класс, предмет.
  2. Тема урока.
  3. Тип урока:

* комбинированный

* урок сообщения новых знаний

* урок закрепления знаний

* урок повторения, обобщения и систематизации ЗУН

* урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

* нестандартный урок (лекция, семинар, КВН, дискуссия и другие инновационные формы обучения).

    4. Оборудование урока:

* наглядность

* ТСО

* дидактический и раздаточный материал

* схемы, таблицы, опорные схемы и т.д.

    5. Проведение оргмомента:

* приветствие

* проверка готовности учащихся к уроку « проверка готовности помещения к уроку

* организация внимания (настройка сосредоточения на предмет учебного занятия)

* создание условий для благоприятного психологического климата и т.д.

     6. Задачи урока:

* дидактические

* развивающие

* воспитательные

     7. Методика преподавания:

1) Содержание учебного материала:

а) соответствие программе.

б) реализация основных дидактических принципов:

* научность (достоверность фактов, работа над терминологией, научность проблем и т.д.)

* систематичность

* последовательность

* связь с жизнью (профориентация, применение знаний на практике, умение подобрать пример с практики и т.д.)

* доступность (адаптация к возрасту учащихся, логичность построения речи и т.д.)

в) целенаправленность материала.

г) доказательность информации (процесс поиска истины на уроке должен быть строго обоснованным).

2) Методическая сторона урока:

   а) вид обучения (объяснительно-репродуктивный, проблемный, программированный и т. д.).

   б) многообразие методов и приемов изложения материала (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, частично - поисковые, и т .д.).

   в) форма организации учебной деятельности на уроке (групповая, индивидуальная, фронтальная).

   г) проблемность обучения (использование исследовательского метода, частично-поискового и проблемного изложения материала).

   д) стимулирование учащихся к познавательной творческой деятельности (дифференцированный подход разнообразия методов и приемов поисково-исследовательского характера, творческие задания, чередование видов деятельности, сравнение, анализ и выводы и т. д.)

   е) использование наглядных средств и ТСО.

   ё) использование дидактического и раздаточного материала, уровневых заданий и т.д.

   ж) наличие и сообщение домашнего задания, имеющего творческий характер, комментирование.

   з) формы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный опрос, самостоятельные, творческие задания, практическая работа и т.д.).

3) Организационная сторона урока:

* рациональное использование учебного времени;

* индивидуализация обучения (личностно-ориентированный подход);

* четкое структурирование урока;

* рефлексия.

    8. Деятельность учащихся:

* уровень развития класса

* степень обучаемости и уровень обученности уч-ся

* уровень познавательной деятельности (высокий, средний, низкий)

* степень самостоятельности

* наличие сформированных учебных умений и навыков:

* выбирать главное,

* анализировать,

* обобщать,

* делать вывод,

* доказывать

* аргументировать,

* делать самоанализ

* работать с учебником,

* письменные, графические навыки учащихся и т.д.

    10. Педагогическое общение:

* стиль работы учителя (авторитарный, демократический, либеральный, коллегиальный и т.д.);

* морально-психологический климат (простота общения, уважение ученика как личность, рекомендации без повышения тона, юмор, требовательность, создание воспитывающих ситуаций и т. д). 

    11. Творчество учителя:

* использование на уроке активных форм обучения (интерактивные методы, диалог, проблемы, дополнительная литература, факты, интересные, занимательные материалы и т.д.);

* применение педагогических технологий, инноваций.

Актуальные вопросы

теории и методики преподавания, использования

современных технологий визуализации

в образовательном процессе:

 визуализация учебной информации в учебных пособиях по предмету как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся;

когнитивная визуализация учебной информации (схемы, графики, таблицы, опорные конспекты, интеллект-карты и др.) как средство повышения результативности образовательного процесса

технологии визуализации как способ развития учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся на уроках;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся посредством технологии визуализации учебной информации; воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы;

использование учебных материалов единого информационно-образовательного ресурса для организации самостоятельной работы учащихся;

особенности использования средств визуализации (скрайбинг, инфографика, кластер, интеллект-карта и др.) на разных этапах уроков; русского языка и литературы;

обучение учащихся созданию вторичных текстов (рефератов, конспектов, тезисов, планов, алгоритмов и др.) на уроках с использованием средств визуализации учебного материала;

использование методики крупноблочной подачи учебного материала на уроках;

применение логико-смысловых моделей на уроках на этапе закрепления и обобщения изученного учебного материала;

моделирование современного урока с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.