Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Классному руководителю

1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса.

2. Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.

3. Координацию деятельности классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.

5. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Положением о классном руководителе класса учреждения образования и другими нормативными правовыми актами, которые устанавливают и защищают права, интересы детей, молодежи и семьи, а также Уставом общеобразовательного учреждения.

6. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями директора, педагогическими работниками, медицинскими работниками, а также с законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.

7. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

8. Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формирование их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями.

9. Работа классного руководителя подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся и коллектива класса.

10. Организационно-воспитательная работа в школе осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы класса, школы и включает следующие виды работы: классное руководство, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.

Обязанности классного руководителя:

Классный руководитель обязан организовать жизнедеятельность классного коллектива в соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни, а именно:

- осуществляет контроль за дисциплиной, поведением учащихся, посещаемостью, реагирует на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.

- координирует педагогическую деятельность учителей, работающих в классе;

- организует работу педагогических консилиумов по классу, участвует в работе малых педагогических советов, заседании рабочих педагогических групп;

- участвует в работе педагогических советов по итогам каждой четверти;

- проводит мониторинг успеваемости учащихся класса;

- ведет индивидуальные карты учащихся класса;

- создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика;

- осуществляет индивидуальную работу с учащимися класса, имеет индивидуальные сведения об ученике, изучает психологические особенности учащихся, направляет самовоспитание и саморазвитие личности;

- отслеживает эмоциональное состояние класса, проводит социометрическое обследование, отслеживает валеологическую динамику в классе; внеурочную деятельность учащихся:

- готовит перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование идеологической и воспитательной работы в классе с учетом различных направлений: познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно-туристического, трудового, нравственного и т.д.

- организует внеурочную образовательную деятельность в классе и параллели через различные формы работы с классом;

-  готовит анализ образовательной (воспитательной) ситуации в классе и отчитывается по итогам четверти и года;

- участвует в организации внеурочных мероприятий в рамках методической и общешкольной работы;

- организует каникулярную деятельность в классе;

- способствует социализации, формированию общей культуры личности детей класса;

- содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, секций, клубов и т.д.

-  организует проведение родительских собраний, участвует в работе родительских суббот;

- информирует родителей о состоянии образовательной деятельности их детей, консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей;

-  организует совместные внеурочные мероприятия с родителями;

-  организует награждения родителей учащихся;

-     - организует работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти;

- организует работу класса на закрепленном за ним пришкольном участке;

- организует работу класса во время трудовой практики;

- организует ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;

-  соблюдает нормы этики в общении с коллегами и учащимися; 

и здания:

- реализует в педагогической практике государственные нормативные правовые акты: Устав и положение о школе, приказы, инструкции, распоряжения;

-  отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;

-  своевременно заполняет и аккуратно ведет журнал класса, личные дела учащихся;

- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты в соответствии с должностными обязанностями по охране труда;

- обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, междуурочное (перемены) и послеурочное время;

- своевременно сдает отчет по бюджетным средствам, выделенным на организацию образовательного процесса (экскурсии, поездки, походы, лагеря и т.д.) 

- регулярно (каждые 5 лет) повышает свою квалификацию через систему повышения кадров Минской области и Республики Беларусь;

- по желанию учителя проходит внеплановое повышение квалификации через проблемные курсы;

-     -  участвует в работе общешкольной системы повышения квалификации через внутришкольные семинары, методическое объединение классных руководителей и т.д.;

-     - проходит обязательную аттестацию педагогических кадров в соответствии с уровнем образования и педагогическим стажем;

-    - по желанию проходит внеплановую аттестацию педагогических кадров на вторую, первую и высшую категорию в соответствии с уровнем педагогического мастерства и квалификации;

-     - совершенствует методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой;

-     - участвует в методической и исследовательской работе методического объединения классных руководителей и школы.

Классный руководитель имеет право:

-     - контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.

-     - получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.

-  - координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.

-   - определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся.

-     - участвовать в работе школьных структур: педсовета, методического совета и других общественных органов школы.

-    -     выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной практикой, выносить на рассмотрение педсовета, методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения.

-  - создавать свою педагогически обоснованную систему воспитания, выбирать формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей, возможностей учреждения образования.

- добиваться условий для реализации своих функций.

- присутствовать на учебных занятиях, экзаменах и внешкольных мероприятиях, которые проводятся в классе.

- приглашать родителей (лиц их замещающих) в учебное заведение.

- отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений.

- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.

- вносить по согласованию с классом предложения директору школы об оказании необходимой материальной помощи, награждении учащихся и их родителей, о вынесении учащимся дисциплинарных мер воздействия за нарушение установленных правил внутришкольного распорядка и норм поведения.

- приобщать представителей общественных организаций, органов государственного руководства, правопорядка, творческих союзов, культурно-просветительских учреждений к воспитанию, организации свободного времени учащихся и профилактики правонарушений.

- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы через систему образования и выездную стажировку.

- защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.

- иметь материальное поощрение за проведение воспитательных мероприятий, продолжительность которых выходит за рамки нормируемой части рабочей недели.

Режим работы классного руководителя:

-        Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Республики Беларусь, излагаются в ст.110-116.

-         Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, определяется тарификационными часами организационно-воспитательной работы и составляет 3 часа (5% надбавки).

-         Классный час проводится раз в неделю по расписанию (или по графику), о чем делается запись в классном журнале.

-         Информационные часы проводить еженедельно в соответствии с расписанием (или графиком):

-         Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.

-         Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.

-         Дневники учащихся проверяет 1 раз в неделю с выставлением всех оценок.

-         Личные дела учащихся оформляются 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.

-         Ответы о проделанной работе предоставляются администрации по окончании четверти по утвержденному порядку.

-         В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану: в соответствии с графиком работы, определенным на этот период в учреждении образования, либо в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка, в коллективном договоре или уставе учреждения. Рабочее время педагогических работников определяется в пределах времени, не превышающего общего объема установленной учебной нагрузки и часов организационно-воспитательной работы.

-         В случае если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, психолого-педагогический семинар, данная работа оплачивается дополнительно.

-      С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.

 
 
цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
 
Направления в работе:
Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся
Пропаганда здорового образа жизни
Организация работы Академии любящих родителей
 
. Реализация поставленной цели и задач.
 
 Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению как среди младших школьников, так и среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Семейное чтение... от этих слов веет домашним уютом конца 19 - начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать
 Формы работы:
Устный журнал «Моя домашняя библиотека»
 
Странички:
 Самая старая книга в нашей семье (готовят родители)
 В моём возрасте мама (папа, бабушка, дедушка) читала         
Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают всей семьёй, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве.
 Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг
 Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно, используя любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать
Праздник «Посвящение в читатели»       
Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим сказочные домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших.
Поэтическая мастерская
«Любимые басни»  
Каждый ученик получает задание:
Выбери понравившуюся басню, запишись в листок – заявку (произведения не должны повторяться)
Создай группу ( вовлеки маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата), распредели роли.
Подготовьте   выразительное, эмоциональное чтение басни
Запишите
Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей. В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом мастерство участников растёт, темы мастерских меняются.
«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее»      
Задача: Изготовить коллаж на тему «Читающая семья».
«Моя любимая книга»
 Конкурс презентаций        
Задача: создать такую рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать книгу от корки до корки. 
Театральные вечера
Каждый раз меняем форму проведения: театр-экспромт, конкурс актёрского мастерства, игра-путешествие , конкурс этюдов и т.д.Но всегда рядом с нами мамы и папы, бабушки и дедушки.
Экскурсии    
«Знакомьтесь: Городская библиотека»
 Литературные тематические экскурсии
Игра-путешествие
«В мире периодических изданий»           
В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и журналов, с которыми обязательно должны познакомиться девчонки и мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок стремительно развивается, и очень много интересной информации можно оттуда почерпнуть.
Познавательную и воспитательную роль также выполняют телевидение и Интернет. Но телеэфир и глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня забрать у ребёнка возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.
 Основные формы работы Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму »   
На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей.
 Суд « Обвиняются компьютерные игры…»      
Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда?
Путешествие по Глобальной сети
 Проводится неоднократно, отличается многообразием тем, проводится , как правило, в кабинете информатики.          
Приходит время и наши детки становятся пользователями Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным? Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только развивающие и педагогически верные материалы. Учимся ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения.
Практическое занятие «Как правильно смотреть телевизор и работать за компьютером»
Задача: дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на медицинские исследования . Помните: Это не лекция! От лекций устали и родители и дети. Надо превратить встречу в увлекательную игру.
Скажи мне, и я забуду.
 Покажи мне , и я запомню.
 Вовлеки меня, и я научусь.        Китайская пословица
 
Академия любящих родителей - это   форма   психолого-педагогического   просвещенияродителей. Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.
 Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самыми удачными – творческие мастерские и игровые тренинги.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
 Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей (общение на равных)
 Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
 Самостоятельность решения творческих задач
 Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
 Умение работать в команде
 Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.
Предлагаемые темы занятий:
 Карманные деньги как средство воспитания
Рабочее место не только успех, но и здоровье
День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?
Игра в жизни ребёнка
Режим дня : за и против
Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка
Умеете ли вы наказывать детей?
Семейные традиции
Роль отца в воспитании детей
Стоит ли баловать детей? Теория баловства
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Технология проведения тренингов
I. Сбор и анализ предварительной информации
Определение стратегических целей и конкретных задач
 Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II. Подготовка тренинга
Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений.
 Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.
 Составление поминутного расписания программы тренинга.
III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.
IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.
 
 Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между   родителями, так и между классным руководителем , психологом и родителями.
Тематика тренингов:
Я и группа: толерантность к себе и другим
 Пойми и помоги ребёнку
 Кто виноват?
 Возрастные кризисы
 Родительская любовь
 
Формы взаимодействия с семьей. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие - успеваемость, воспитательные мероприятия.
Тематические – носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Сюда можно пригласить выступить по теме психолога, юриста, социального педагога, врача (сопутствующей специализации), и др. специалистов.
Итоговые – подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.
 
К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.
 
Не забывайте о традициях родительских собраний: это и красиво оформленные приглашения на родительские собрания, ведение родительских дневников, введение в содержание родительского собрания определенных традиционных рубрик:
“Крылатые фразы о воспитании”;
“Книжная полка родителей”
“Творческая мастерская” и т.п.;
рефлексия собрания (высказывания родителей по поводу актуальности, значимости собрания, оформление коллажа и т.п.).