Совет первый
Не считай школу местом, не совсем достойным
применения твоих выдающихся способностей,
местом, куда тебя как бы сослали. Школа не
нуждается в твоем снисхождении.
Совет второй
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален,
иначе не может быть и речи о творчестве.
Совет третий
Не замыкайся в своем учительстве. Ты должен быть
интересным детям, но этого не получится, если ты
будешь сосредоточен на самом себе.
Совет четвертый
Помни о комплексном характере учительского
труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция и
методика, и внеклассная работа, и психология
общения, и любовь к детям, и дисциплина.
Совет пятый
Будь счастливым. Будь оптимистом! Верь!
Совет шестой.
Будь честным и правдивым.
Совет седьмой
Цени юмор в общении с учениками.
Совет восьмой
Будь естественным, не притворяйся, не старайся
казаться умнее и лучше чем ты есть.
Совет девятый
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом
деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя
достоинства. Не надо казаться, надо быть.
Совет десятый
Обрети гражданскую позицию.
И, наконец, самое последнее:
Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или
безапелляционного провозглашения непреложных истин.
Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет. Думай сам!
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации: приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
- Первое, с чего надо начать подготовку урока: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- четко определить и сформировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном процессе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
- Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский
учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, которые служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в знакомой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям;
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
- Продумать изюминку урока:
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
- Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
- Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
- Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
- Продумать задания на дом:его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
- Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
- формальную;
- содержательную;
- аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № Дата
Тема:
Цель:
Задачи: обучающие –
развивающие –
воспитывающие –
Оборудование:1.__________
2.___________
3.____________
Последовательность отдельных этапов урока
|
К примеру:
Организации – 1 мин.
Самостоятельная работа – 10 мин.
Новый материал – 20 мин.
Демонстрация фильма – 5 мин.
Закрепление – 7 мин.
Задание на дом – 2 мин.
Литература:
1._______________________
2._______________________
3._______________________
(с указанием страниц)
Содержательная часть – состоит из двух частей:
1) тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;
2)таблица, в которой зафиксировано, что, на этом этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:
Этап урока
|
Ученики
|
Учитель
|
|
|
|
Аналитическая часть – заполняется после урока. Указания по этой части даны в методических рекомендациях «Как проанализировать свой собственный урок».
Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную ее форму.
Из чего же складывается такой анализ? Попробуем ответить на этот вопрос.
- Первое, что должен сделать учитель, анализируя свой урок, – определить его место в теме и общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
- Попытка соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
- Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
- Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
- Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развитию учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организована деятельность учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
- Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?
При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнивание его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
- Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всё его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых заданий», до чего «докумекались» сами учащиеся?.
- Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
- Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
- Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
- Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
- Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко не лишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.
И ещё необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.