ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий устав является новой редакцией устава государственного учреждения образования «Тростенецкая средняя школа», утвержденного решением Минского районного исполнительного комитета от 14 ноября 2016 года за № 6428 и зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 05 декабря 2016 года за № 690345201.
1. Полное наименование Учреждения:
на белорусском языке – Дзяржаўная ўстанова адукацыі«Трсцянецкая сярэдняя школа»;
на русском языке – Государственное учреждение образования «Тростенецкая средняя школа».
Сокращённое наименование Учреждения:
на белорусском языке – Трасцянецкая сярэдняя школа;
на русском языке – Тростенецкая средняя школа.
2. Место нахождения учреждения: 223043, Республика Беларусь, Минская область, Минский район, деревня Большой Тростенец, ул. Школьная, дом 41.
3. Учреждение – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I – XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на, I, II и III ступенях общего среднего образования.
4. Тип учреждения – учреждение общего среднего образования. Вид учреждения – средняя школа.
5. В своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законами Республики Беларусь, Декретами, Указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также настоящим Уставом.
6. Государственное учреждение образования «Тростенецкая средняя школа» создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, положением «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1.
Решением Минского райисполкома от 28 апреля 2005 года № 1165 на базе Тростенецкой общеобразовательной средней школы создано государственное учреждение образования «Тростенецкая общеобразовательная средняя школа».
Государственное учреждение образования «Тростенецкая общеобразовательная средняя школа» является правопреемником всех прав и обязанностей Тростенецкой общеобразовательной средней школы, государственное учреждение образования «Тростенецкая средняя школа» является правопреемником всех прав и обязанностей государственного учреждения образования «Тростенецкая общеобразовательная средняя школа».
7. Учреждение является юридическим лицом со дня государственной регистрации, в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим полным наименованием, может быть истцом и ответчиком в суде.
- Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета Минского районного исполнительного комитета и входит в систему общего среднего образования.
9. Учредителем является Минский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
10. Собственником является Минский районный исполнительный комитет (далее – Собственник).
11. Органом государственного управления является управление по образованию, спорту и туризму Минского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).
12. Имущество Учреждения является коммунальной собственностью Минского районного исполнительного комитета и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь, распоряжение имуществом Учреждения осуществляет Собственник.
13. Учреждение в соответствии с законодательством имеет право:
- осуществлять образовательную деятельность;
- осуществлять приносящую доходы деятельность;
- участвовать в научной, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
- осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приёме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
- входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
- осуществлять международное сотрудничество в сфере образования на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между Учреждением и организацией иностранного государства (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь), международных и национальных проектов и программ в сфере образования;
- осуществлять иные права в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.
14. Учреждение обязано обеспечивать:
- качество образования;
- разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов, научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
- подбор, приём на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
- разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;
- моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников Учреждения;
- меры социальной защиты обучающихся;
- создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи;
- ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) при зачислении в Учреждение со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию и с учебно-программной документацией;
- содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.
Иные обязанности учреждения образования устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом.
15. Экспериментальная и инновационная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
16. Учреждение несёт в установленном законодательством порядке ответственность за невыполнение функций, отнесённых к его компетенции.
17. Компетенция Учредителя:
- принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации учреждения образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- в случае прекращения деятельности учреждения образования, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность) Учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- определяет язык обучения и воспитания, обязательный для изучения иностранный язык в соответствии с действующим законодательством;
- разрабатывает и утверждает штатное расписание учреждения;
- может устанавливать меньшую наполняемость учебных групп по сравнению с предусмотренной действующим законодательством, по согласованию с соответствующими государственными органами;
- организует повышение квалификации и переподготовку специалистов, рабочих, служащих;
- участвует в формировании банка данных о документах об образовании;
- осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
- Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом и имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных ему по смете.
- Учреждение не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
- Лицензирование деятельности Учреждения, его аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
- Учреждение ведет в установленном порядке делопроизводство, архив, статистическую отчетность о своей деятельности, предоставляет сведения, предусмотренные действующим законодательством, соответствующим государственным органам. Делопроизводство ведется на русском языке.
22. Учреждение реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства. Решение о реорганизации и ликвидации учреждения принимается Учредителем или судом.
- Настоящий Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь. Изменения и дополнения в настоящий Устав утверждаются решением Минского районного исполнительного комитета и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
- Предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность и иная деятельность Учреждения, осуществляемая в сфере образования.
25. Целью деятельности Учреждения является формирование знаний, умений, навыков; интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
26. Основными задачами деятельности Учреждения являются овладение обучающимися основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда; формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни, создание условий для социализации и саморазвития обучающихся; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры.
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
27. Образовательная деятельность Учреждения строится на основе принципов государственной политики в области образования, образовательных стандартов, современных образовательных и информационных технологий и на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры, а также в соответствии с целями и задачами Учреждения с учетом интересов и способностей обучающихся, их опыта. Обучение, воспитание и развитие обучающихся обеспечиваются педагогическим коллективом во взаимодействии с законными представителями обучающихся, организациями-заказчиками кадров, иными организациями.
28. Учреждение создает условия для организации воспитательного процесса, работы клубов, секций, объединений по интересам, общественных организаций (объединений) обучающихся и работников. В Учреждении запрещается создание и деятельность политических партий, других общественных организаций (объединений), которые имеют политические цели, а также другая, в том числе и анонимная, противоречащая законодательству, деятельность религиозных организаций. Программа воспитательной работы Учреждения определяет цели, задачи, формы и методы воспитания с учётом их особенностей, потребностей, интересов обучающихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
- Изучение белорусского, русского и английского языков является обязательным. Основной язык обучения и воспитания – русский. Обязательный для изучения иностранный язык – английский.
- Образовательные программы общего среднего образования определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании.
- Образовательные программы общего среднего образования подразделяются на: образовательную программу I ступени общего среднего образования; образовательную программу II ступени общего среднего образования; образовательную программу III ступени общего среднего образования.
32. Образовательные программы в Учреждении реализуются в очной форме получения образования.
33. Учреждение реализует:
образовательные программы общего среднего образования и специального образования; программы факультативных занятий.
34. Сроки обучения на ступенях общего среднего образования составляют:
на I ступени – четыре года (I–IV классы);
на II ступени – пять лет (V–IX классы);
на III ступени – два года (X–XI классы);
вечерние классы – три года (X–XII классы);
специальное образование на I ступени – пять лет (I-IV);
специальное образование на II ступени – пять лет (IV-IX).
35. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования и специального образования.
На II и III ступенях общего среднего образования могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. При этом на II ступени общего среднего образования на повышенном уровне с V класса может изучаться учебный предмет «Иностранный язык», а с VIII класса – любой учебный предмет (любые учебные предметы) из числа учебных предметов, определенных типовым учебным планом общего среднего образования.
Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным и дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на условиях профессионально-технического, среднего специального образования.
Освоение содержания образовательной программы на III ступени общего среднего образования дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования, высшего.
На I и II ступенях может реализоваться образовательная программа базового образования в классах музыкальной, хореографической, художественной, театральной направленности согласно заявлений законных представителей несовершеннолетних. При наборе в класс с музыкальной направленностью дополнительно осуществляется предварительное прослушивание.
С учащимися V – VIII классов учреждений общего среднего образования на протяжении 5 дней по 3 учебных часа проводится трудовая практика. Сроки, порядок организации, исходя из местных условий, определяет руководитель учреждения образования.
- Учреждение образования на III ступени общего среднего образования может осуществлять профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.
На III ступень общего среднего образования с профильным обучением принимаются обучающиеся со средним баллом свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам.
По согласованию с органами управления могут быть открыты иные направления обучения.
- Обучающиеся, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.
38. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти: I и II четверти в первом полугодии; III и IV четверти во втором полугодии.
Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
39. Для обучающихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.
40. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с обучающимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения.
41. Режим работы Учреждения ежегодно утверждается на заседании педагогического совета. Ежедневный распорядок занятий определяется расписанием, утверждённым директором Учреждения, и согласовывается с профсоюзным комитетом Учреждения. Продолжительность учебных занятий 45 минут; перерыв между занятиями не менее 10 минут. Начало занятий устанавливается по согласованию с управлением по образованию, спорту и туризму Минского районного исполнительного комитета. Факультативные занятия, объединения по интересам проводятся в свободной половине учебного дня и в шестой школьный день (IX – XI классы).
42. Питание обучающихся в Учреждении организуется в соответствии с санитарными правилами и нормами по графику, утвержденному директором, предусматривая обязательное горячее питание всех обучающихся.
43. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом, повышенном уровнях в соответствии с установленным типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.
Базовый уровень изучение учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету.
Повышенный уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания.
44. Обучающиеся, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.
45. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.
Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.
Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых обучающихся.
Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) обучающимися.
Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у обучающихся трудовых умений и навыков.
46. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах или индивидуально.
47. Наполняемость в классах регулируется в соответствии с требованиями по наполняемости классов, установленными Кодексом Республики Беларусь об образовании, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; Положением об учреждении общего среднего образования, утверждённым Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011г. № 283, и иными актами законодательства.
48. Порядок учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, определяется Правительством Республики Беларусь.
49. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования, учебными планами.
50. Образовательный процесс может осуществляться индивидуально на основании решения руководителя Учреждения, в соответствии с индивидуальным учебным планом в порядке, определяемом Положением об учреждении общего среднего образования.
51. Общие требования к приёму лиц в Учреждение для получения общего среднего образования:
в первый класс Учреждения принимаются в первую очередь дети, которые проживают на территории микрорайона, закреплённого за Учреждением местными распорядительными органами. Дети, которые не проживают на территории микрорайона, который закреплён за Учреждением, могут быть зачислены при наличии свободных учебных мест;
прием лиц для получения общего среднего образования осуществляется на основании заявления при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья, заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития). От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
52. Для обучения детей с особенностями психофизического развития в Учреждении могут открываться классы интегрированного обучения, которые работают в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
53. В Учреждении при наличии учебных помещений, соответствующих санитарных норм и правил «требования для учреждений общего среднего образования», могут открывается группы продленного дня для обучающихся, получающих образование на I ступени общего среднего образования.
Деятельность групп продленного дня осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, настоящим Уставом, иными актами законодательства Республики Беларусь.
54. Получение общего среднего образования на дому.
Для обучающихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.
Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) обучающегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.
Решение о получении общего среднего образования на дому принимается управлением по образованию, спорту и туризму местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) обучающегося на основании заявления обучающегося (законного представителя несовершеннолетнего обучающегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
55. На III ступени обучения возможна реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
56. Аттестация, порядок перевода обучающихся из класса в класс, допуск к выпускным экзаменам, порядок освобождения от выпускных экзаменов, организация выпускных экзаменов и повторная аттестация осуществляется согласно Правил проведения аттестации в учреждениях общего среднего образования, утверждённых Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011г. №38.
57. Обучающимся, успешно завершившим обучение на II ступени общего базового образования, выдаётся свидетельство об общем базовом образовании, а учащимся, которые добились особых успехов в учебе при примерном поведении - свидетельство с отличием.
58. Выпускникам Учреждения, завершившим обучение на III ступени общего среднего образования, выдаётся аттестат об общем среднем образовании.
59. Выпускники Учреждения за отличные успехи в учёбе примерное поведение награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов - похвальными листами Министерства образования Республики Беларусь.
60. При досрочном прекращении образовательных отношений обучающимся выдаётся справка об обучении.
61. Педагогический совет Учреждения может принимать решение о
моральном стимулировании учащихся и их законных представителей за
успехи в обучении и воспитании, участие в общественной деятельности.
62. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
63. К участникам образовательного процесса относятся обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
64. В ходе образовательного процесса обучающиеся I-XI классов придерживаются одежды делового стиля. По решению органов самоуправления возможно введение единого элемента одежды.
65. Порядок приёма, перевода, отчисления и восстановления обучающихся определяется законодательством Республики Беларусь.
66. Обучающийся имеет право:
на получение образования в соответствии с образовательными программами;
на перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь;
на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
на пользование учебниками и учебными пособиями;
на каникулы;
на бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой Учреждения,
на получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения;
на участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, экспериментальной, инновационной деятельности;
на участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
на льготные условия питания, медицинское обслуживание в соответствии с актами законодательства;
на поощрение за успехи в учебе, научно-исследовательской деятельности, в воспитательных мероприятиях;
пользование всеми информационными ресурсами и культурно-спортивной базой Учреждения;
67. Обучающийся обязан:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
исполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и программами;
заботиться о своём здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; не допускать причинения вреда здоровью других лиц;
строго придерживаться правил о запрете употребления спиртных напитков, табачных изделий, наркотических средств;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
бережно относиться к имуществу Учреждения и восстанавливать его на средства законных представителей несовершеннолетних обучающихся в случае преднамеренной порчи;
на занятия приходить не позже чем за 10 минут до их начала;
посещать Учреждение в одежде делового стиля с единым элементом одежды, принятым в Учреждении; следить за своим внешним видом, не допуская использования бижутерии, декоративной косметики и маникюра. Причёска должна соответствовать деловому стилю.
68. Материальное обеспечение, меры социальной защиты обучающихся осуществляются в порядке, установленном законодательством.
69. За отличную успеваемость, активное участие в общественной жизни Учреждения для обучающихся устанавливаются следующие формы морального и материального поощрения:
благодарность;
награждение грамотой;
занесение на Доску почета.
70. За систематические нарушения Устава Учреждения, правил внутреннего распорядка согласно ст. 128 Кодекса Республики Беларусь об образовании к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
замечание;
выговор;
исключение из Учреждения.
71. Права и обязанности педагогических и иных работников Учреждения устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения, их трудовыми договорами.
72. Педагогические работники Учреждения имеют право на: обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
доступ к учебно-программной, учебно-методической
документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;
участие в управлении учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
защиту своей профессиональной чести и достоинства;
участие в управлении учреждением образования, в том числе в общественных органах управления по образованию, спорту и туризму;
избирать и быть избранными в состав органов управления Учреждения;
самостоятельное определение форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся, использование экспериментальных методик преподавания;
иные социальные гарантии, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.
73. Педагогические работники Учреждения обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном
уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса; обладать высокими моральными качествами;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и педагогическое мастерство;
заботиться об укреплении материально-технической базы Учреждения, сохранности имущества, содержать в чистоте и порядке помещения;
качественно исполнять обязанности дежурного учителя;
вести профилактическую работу по предупреждению преступлений и правонарушений среди обучающихся;
посещать Учреждение в одежде делового стиля; следить за своим внешним видом, в соответствии с деловым стилем одежды.
исполнять положения Устава.
74. Законными представители несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
75. Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:
избрание и участие в органах управления Учреждения (Совет учреждения, Попечительский совет);
защиту прав и законных интересов обучающихся;
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
76. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
обеспечить условия для получения образования и развития обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
ГЛАВА 5. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
77. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства и с настоящим Уставом.
78. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет его руководитель (директор), который назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами.
79. Директор Учреждения:
действует от имени Учреждения без доверенности и несёт ответственность за результаты её деятельности;
издаёт приказы, заключает договоры, выдаёт доверенности;
осуществляет приём и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;
возглавляет совет учреждения;
принимает решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающимся и о его досрочном снятии;
принимает решение о награждении обучающихся похвальным листом;
определяет порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования;
ежегодно на основе типового учебного плана учреждения общего среднего образования по согласованию с Учредителем утверждает учебный план Учреждения;
утверждает индивидуальные учебные планы;
осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.
80. В Учреждении создаются следующие органы самоуправления: совет учреждения (далее – совет), педагогический совет (далее – педсовет), попечительский совет.
Органы самоуправления Учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
Основным органом самоуправления Учреждения является совет.
К компетенции совета относятся:
– определение перспективных направлений развития учреждения образования, рассмотрение планов работы учреждения образования, вопросов его образовательной и научной деятельности, международного сотрудничества;
– внесение предложений о совершенствовании структуры учреждения образования, создании, ликвидации структурных подразделений учреждения образования (в том числе обособленных структурных подразделений), определение основных направлений их деятельности;
– рассмотрение вопросов обновления и развития материально-технической базы учреждения образования, распределения закрепленного за учреждением образования имущества между его структурными подразделениями;
– содействие в организации и проведении образовательных мероприятий;
– заслушивание и утверждение отчетов директора учреждения, его заместителей по основным направлениям деятельности;
– обсуждение тематики и результатов экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования;
– принятие решений по вопросам организации образовательного процесса, обсуждение проектов учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания, реализуемых учреждением;
– рассмотрение иных вопросов, отнесенных к компетенции совета актами законодательства Республики Беларусь и уставом учреждения образования;
– рассмотрение вопросов формирования контингента обучающихся учреждения образования;
– содействие в организации и проведении образовательных мероприятий.
Состав совета формируется из представителей обучающихся, их законных представителей, руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования.
В состав совета могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций.
Общая численность членов совета определяется настоящим уставом и составляет до 14 человек. Количественный состав совета формируется в следующей пропорции:
25 процентов – представители обучающихся учреждения образования, их законных представителей;
75 процентов – представители руководителей структурных подразделений учреждения образования, педагогических и иных работников учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений, иных организаций.
Представители обучающихся, их законных представителей избираются открытым голосованием в классах.
Представители педагогических и иных работников избираются открытым голосованием в структурных подразделениях.
Представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций включаются в состав совета на основании предложений руководителей названных органов и организаций.
Срок полномочий совета определяется настоящим Уставом и составляет 1 год. Непосредственное руководство деятельностью совета осуществляет председатель совета, которым является директор учреждения. В период его отсутствия обязанности председателя выполняет лицо, исполняющее обязанности директора учреждения.
Деятельность совета осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на учебный год и утверждается председателем после рассмотрения на заседании совета. Содержание плана работы определяется актуальными задачами, стоящими перед учреждением образования.
Совет осуществляет свою работу в форме заседаний.
Заседания совета считаются полномочными, если на них присутствует не менее двух третей членов совета.
На заседаниях совета ведется протокол, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, а также результаты голосования и принятое решение. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем совета.
Решения совета по вопросам образовательной, научной деятельности, обновления и развития материально-технической базы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
По иным вопросам вид голосования (тайное, открытое) и порядок его проведения определяются советом.
При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета.
Решения совета, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные директором учреждения, являются обязательными для педагогических и иных работников учреждения образования, обучающихся и их законных представителей.
81. Педагогический совет (далее – Педсовет) является органом самоуправления Учреждения и осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о педагогическом совете учреждения общего среднего образования, локальными нормативными правовыми актами и настоящим уставом.
К компетенции педсовета относятся:
– участие в управлении учреждения образования;
– определение основных направлений деятельности учреждения образования;
– совершенствование и развитие образовательного процесса в учреждении образования;
– проведение работы по профессиональному совершенствованию педагогических работников и развитию их творческого потенциала;
– внедрение в практику образовательной деятельности достижений современной педагогической науки, эффективных технологий и методик обучения и воспитания;
– изучение педагогического опыта, распространение эффективной педагогической практики, развитие творческих инициатив педагогических работников;
– рассмотрение вопросов аттестации обучающихся, их перевода, в том числе условно, в следующий класс, оставления на повторный год обучения, допуска к выпускным экзаменам, освобождения от сдачи выпускных экзаменов, организации выпускных экзаменов, завершения обучения на II и III ступени общего среднего образования, награждения золотой или серебряной медалью;
– рассмотрение вопросов итоговой аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь;
– рассмотрение вопросов о переводе в следующий класс по результатам итоговой аттестации досрочно;
– создание условий, направленных на охрану здоровья обучающихся, при реализации образовательных программ общего среднего образования;
– определение методов совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы;
– иные вопросы образовательной деятельности учреждения.
В состав педагогического совета включаются все педагогические работники учреждения.
Непосредственное руководство деятельностью педагогического совета осуществляет председатель педсовета, которым является директор учреждения, а в случае его отсутствия – заместитель директора по учебной работе либо иное уполномоченное директором учреждения лицо. Педсовет выбирает из своего состава секретаря сроком на один год.
На заседания педсовета могут приглашаться представители государственных и общественных организаций, законные представители обучающихся и другие заинтересованные лица.
82. Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.
Попечительский совет организует свою работу в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, другими актами законодательства, настоящим уставом.
Попечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах учреждения образования.
Попечительский совет взаимодействует с директором учреждения и другими органами самоуправления учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения образования. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления.
Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
Задачами деятельности попечительского совета являются:
– содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования;
– разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;
– содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
– определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на:
укрепление материально-технической базы;
совершенствование организации питания обучающихся;
проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
иные цели, не запрещенные законодательством;
– содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
– целевое использование средств попечительского совета.
Попечительский совет действует на основе принципов:
добровольности членства;
равноправия членов попечительского совета;
коллегиальности руководства;
гласности принимаемых решений.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 1 год.
Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Председатель попечительского совета в соответствии со своей компетенцией:
– руководит деятельностью попечительского совета;
– председательствует на общих собраниях попечительского совета;
– обеспечивает выполнение решений общего собрания попечительского совета;
– представляет попечительский совет во всех взаимоотношениях с государственными, общественными и другими организациями, и физическими лицами по всем вопросам, относящимся к компетенции попечительского совета;
– решает иные вопросы, не относящиеся к компетенции общего собрания.
ГЛАВА 6. СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ
83. Структура Учреждения формируется им самостоятельно по согласованию с Учредителем.
84. В структуру Учреждения входят следующие структурные подразделения: «Педагогическое», «Библиотека», «Административно-хозяйственное», «Пищеблок».
85. Основными структурно-профессиональными подразделениями, осуществляющими проведение методической, экспериментальной, инновационной работы являются методический совет и методические объединения педагогов по одному или нескольким предметам.
86. Основными направлениями деятельности методического объединения являются:
анализ результатов образовательной деятельности по учебным предметам;
проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по учебным предметам;
рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля за исследовательской работой обучающихся;
организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых образовательных технологий;
обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним.
87. Работа методических объединений проводится в соответствии с планом работы Учреждения на текущий учебный год. Методическое объединение согласовывает свою деятельность с заместителем директора Учреждения, курирующим предмет, и подчинено методическому совету.
88. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе положений о них, утверждаемых директором Учреждения в соответствии с требованиями актов законодательства.
ГЛАВА 7. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТОВ И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
89. Трудовые отношения работников в Учреждении регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
90. Работники Учреждения имеют право на участие в управлении Учреждения, на защиту профессиональной и личной чести и достоинства.
91. Штатное расписание Учреждения разрабатывается и утверждается управлением по образованию, спорту и туризму Минского районного исполнительного комитета на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования, в пределах средств, выделенных на оплату труда..
92. Приём на работу и увольнение педагогических и иных работников Учреждения осуществляется директором в соответствии с действующим законодательством. Требования к педагогическим работникам и иным работникам Учреждения определяются квалификационными характеристиками, должностными инструкциями, утверждёнными в установленном порядке.
93. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица: лишённые права заниматься педагогической деятельностью;
имеющие судимость;
признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами.
При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством.
94. Для работы в Учреждении могут привлекаться работники образования, науки, культуры и производства на условиях почасовой оплаты и совместительства, по договору оказания возмездных услуг, подряда.
95. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.
96. Оплата труда работников Учреждения производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Премирование работников, материальное и моральное поощрение и стимулирование осуществляется на основании коллективного договора, иных локальных нормативных правовых актов, действующих в Учреждении.
97. По решению Учредителя к служебным окладам руководящих работников Учреждения могут устанавливаться доплаты и надбавки в связи с более сложным, творческим характером их работы.
98. Учреждение наделяется правом решать следующие вопросы оплаты труда:
устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе, за исполнение особенно важных работ на срок их проведения; размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника по повышению качества образования. Указанные надбавки уменьшаются или отменяются при снижении качества труда;
устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, должностей, расширение зоны обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, а также за выполнение, наряду с основной работой, обязанностей работника, который временно отсутствует;
определять порядок и размеры премирования работников, исходя из эффективности и качества их работы в рамках фонда материального поощрения.
99. Заработная плата формируется из тарифных ставок, стажа, квалификации и премий.
100. Учреждением могут выделяться средства для оплаты платных курсов повышения квалификации преподавателей, за создание авторских программ по учебным предметам, факультативным занятиям, за их издание и апробацию, для оплаты отдельных занятий.
101. Условия и порядок премирования работников Учреждения определяются комиссией по распределению премий по согласованию с профсоюзным комитетом на основании Положения о премировании. Показатели, размеры и сроки премирования руководителя Учреждения устанавливаются вышестоящими органами управления по согласованию с профсоюзным комитетом.
102. Аттестация педагогических работников Учреждения осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
ГЛАВА 8. ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ
103. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности и предназначением имущества право владения, пользования и распоряжения им.
104. Имущество Учреждения составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы.
105. Полученные доходы от хозяйственной деятельности и имущество, приобретенное за их счет, поступают в оперативное управление Учреждения, используются и учитываются им в порядке, установленном законодательством.
106. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Минского районного исполнительного комитета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
107. Финансирование Учреждения осуществляется с учетом государственных минимальных социальных стандартов в области образования, реализации программы развития системы образования, программы развития общего среднего образования.
108. Учредитель или Собственник имущества Учреждения не отвечают по его обязательствам, а Учреждение не отвечает по обязательствам Учредителя или Собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Если экономическая несостоятельность Учреждения вызвана Собственником его имущества, Учредителем или другими лицами, в том числе директором Учреждения, имеющими право давать обязательные для Учреждения указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества Учреждения возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
109. Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством. Средства, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством и настоящим Уставом. Осуществление Учреждением приносящим доходы деятельности не влечет снижения его финансирования за счет средств местного бюджета.
110. Материально-техническая база Учреждения формируется Учредителем в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
111. Материально-техническую базу Учреждения составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование и иное имущество.
112. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения.
113. Учреждение ведет статистическую отчетность, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Месячную, квартальную, годовую бухгалтерскую отчетность о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств учреждение представляет учредителю в установленные сроки.
114. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
образовательная деятельность; охранная деятельность.
115. С целью пополнения внебюджетных денежных поступлений Учреждение осуществляет следующие виды деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05 декабря 2011 г. № 85:
85200 Начальное образование;
85310 Общее среднее образование;
49399 Перевозки прочим пассажирским сухопутным транспортом;
56290 Прочие услуги по общественному питанию;
68200 Сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества;
90010 Деятельность в сфере исполнительных искусств;
91011 Деятельность библиотек;
91020 Деятельность музеев;
01192 Выращивание цветов;
82190 Деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность;
85600 Вспомогательные образовательные услуги;
62090 Прочие виды деятельности в области информационных технологий и обслуживания компьютерной техники;
77110 Аренда и лизинг легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности;
77330 Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;
38110 Сбор неопасных отходов;
46771 Оптовая торговля ломом и отходами черных и цветных металлов;
80100 Деятельность по обеспечению безопасности частных лиц и имущества;
93110 Деятельность физкультурно-спортивных сооружений.
116. В случае, если для осуществления отдельных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии), учреждение получает его в установленном порядке.
ГЛАВА 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
117. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с органами управления образованием, учебными заведениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом, организации и проведения совместных мероприятий (конференций, стажировках, олимпиад, лагерей и др.).
118. Учреждение вправе разрабатывать программы двустороннего и многостороннего обмена педагогическими работниками, учащимися и участия в них.
119. Международное сотрудничество Учреждение осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
разгарнуць » / « згарнуць