Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Сацыяльна-педагагічная і псіхалагічная служба

Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних – сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, педагогов-психологов, правоохранительных органов и родителей. К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера, использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией и др.

Признаки сексуального насилия над несовершеннолетними

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

оральные: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);

анальные: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;

вагинальные: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия; повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота; боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи; рвота; потеря сознания; болезни, передающиеся половым путем; ранняя неожиданная беременность.

Признаками сексуального насилия являются: порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.

Последствия сексуального насилия над несовершеннолетними

Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, препятствующим реализации личности в будущем.

Необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

– не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);

сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуальные действия): демонстрация интимных частей тела; мастурбация;

необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам: чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; имитация полового акта; соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу; сексуальные действия с другими детьми;

– необычная сексуальная активность по отношению ко взрослым: трение половыми органами о тело взрослого; завлекающее поведение по отношению ко взрослым.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

– постоянное возбуждение, истерические симптомы: стремление куда-то бежать, прятаться; нервные срывы, истерики;

– депрессивные симптомы: заторможенность, замкнутость, изоляция, уход в себя, подавленность; задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие; переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;

– проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее;

– самоагрессия: причинение травм и увечий самому себе; курение, употребление алкоголя, наркотиков; побеги из дома, прогулы школы; проституция; попытки совершить суицид или желание это сделать;

– возникшие трудности в общении с ровесниками: нежелание принимать участие в подвижных играх; отказ от общения с прежними друзьями, отсутствие друзей своего возраста; отчуждение от братьев и сестер;

– поведенческие изменения: возврат к детскому поведению или, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

– изменения в отношении к собственной внешности: утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой или, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»);

– крайняя настороженность, подозрительность;

– амбивалентные чувства ребенка ко взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться…»);

– рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку…»).

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

– рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку…»).

– виктимность (жертвенность) ребенка: неспособность защитить себя, несопротивление насилию, смирение; навязчивая зависимость; чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;

– неожиданные, резкие перемены к: конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»), месту («Я не могу ездить в лифте»), любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);

– изменение отношения к школе и учебной деятельности: резкое изменение в успеваемости; пропуски отдельных уроков, прогулы школы;

– изменение отношения к семье вплоть до ухода из дома.

Изменения самосознания ребенка:

– снижение самооценки: обесценивание себя, недовольство собой, презрение, жажда победы и самоутверждения любой ценой;

– вина, стыд, чувство собственной испорченности: восприятие ребенком себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

– снижение самооценки: обесценивание собственной личности, недовольство собой, презрение, жажда самоутверждения любой ценой;

– навязчивые страхи, тревога: боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеться (например, нежелание заниматься физкультурой, отказ снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

– сопротивление тактильным контактам: нежелание, чтобы целовали, обнимали, нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;

– боли (головная боль, боли в области живота и сердца);

– нарушения сна (страх перед сном, ночные кошмары, бессонница);

– боязнь телесных повреждений;

– резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или же ожирение;

– тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

3 задачи взрослого

в случае раскрытия сексуального насилия над ребенком:

1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.

2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения.

3. Предупредить повторение насилия, для чего создать теплую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью и доверительностью отношений.

Рекомендации педагогам

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом жестоком обращении, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая вам о случившемся, ему будет проще это пережить. Дайте понять, что вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что рассказал мне»).

Поощряйте ребенка рассказать, что случилось. Дайте ему выговориться.

Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.

Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.

Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.

Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться эмоционально. Помните, что нужно терпение, так как убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.

Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.

Заверьте ребенка, что сначала согласуете с ним свои действия и всегда будете его поддерживать. Не обещайте, что не расскажите об услышанном.

Скажите ребенку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь придумывать решения (желание как можно быстрее помочь и все устроить – часто встречающееся заблуждение при разговорах с жертвами насилия).

Будьте честны. Объясните ему, что конкретно вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, социальному педагогу или милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(-а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»).

Обговорите с ребенком разные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи.

Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой, медицинской.

Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.

Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечнососудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать.

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном). Терпеливо отвечайте на вопросы, рассеивайте тревоги ребенка.

После окончания разговора сделайте подробную запись.

Если насильник – в семье (отец, отчим, брат), то необходимо изъятие ребенка из семьи.

Чего не стоит делать

Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое сексуальное насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».

Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия.

Не ищите оправданий для насильника. Какими бы ни были его проблемы, это не дает права на совершение насилия.

Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было. Последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство и неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

Не давайте ребенку опрометчивых обещаний («Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо»). Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).

Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок или отвращение. Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.

Не переносите свои чувства на жертву. Важно сказать ребенку, что услышанное вас обеспокоило, и что он поступил правильно, поделившись с вами.

Рекомендации родителям

Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.

Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.

Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.

Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в случае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит в дверь.

Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефонов и телефонов экстренных служб (внесите телефонные номера в базу данных телефона).

Ребенок должен знать, кому из друзей и соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он окажется в критической ситуации, испугается.

Выучите с ребенком ваши телефонные номера.

Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому, вызывающему у ребенка чувство опасности.

Научите ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» («Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.

Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» – легко запоминающееся кодовое слово, которое он сможет использовать в качестве сигнала в ситуации опасности.

Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот не знает «пароль безопасности».

Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах (на свалках, стройках и др.).

Не позволяйте детям далеко уходить от дома.

Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения хорошо знакомого вам взрослого человека.

Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. Если ребенка забирает кто-то другой, предупредите об этом воспитателя или учителя заранее.

Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцев сладости.

Если ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут.

Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.

Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.

Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых вашего ребенка. Это следует делать всегда. Обменяйтесь с ними номерами телефонов. Держите эти номера и номера ближайшего отделения милиции под рукой.

Если ребенок еще мал, но у него есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов и записей. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента».

Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте ненужные приложения. Если ребенок сообщил вам, что он записался в учреждение дополнительного образования детей и взрослых (клуб по интересам, кружок, спортивную секцию и др.), не поленитесь его посетить. Поинтересуйтесь, кто руководит учреждением, кто следит за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите учреждение. Помните, что если оно вам не нравится, вы имеете право запретить ребенку его посещать и потребовать от охраны заведения не пускать его туда.

Если вы отдаете ребенка в учреждение дополнительного образования, не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто конкретно будет работать с детьми. Говорите с ребенком о его педагогах. Если ребенок не сможет внятно описать отношение к педагогу или вообще не хочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающих кружок.

Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.

При этом нельзя:

– прививать ребенку страх перед сексуальностью;

– вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каждом из них потенциальную опасность.

Помните: интересы ребенка важнее всего!

Услуги кризисной комнаты

  • организация безопасного    проживания в «Кризисной     комнате»;
  • оказание экстренной    психологической помощи;
  • оказание юридической    помощи;
  • оказание квалифицированного сопровождения;
  • разработка и проведение индивидуальной программы реабилитации для пострадавших от насилия и членов их семей;
  • проведение групповой работы в виде тренингов и групп самопомощи

Социальные услуги в «Кризисной» комнате оказываются бесплатно.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

за круглосуточное заселение в «кризисную» комнату, заместитель директора ГУ «ТЦСОН Минского района» Синкевич Надежда Владимировна

8029-574-84-73

8017-547-51-66

 (517-37-11) 

Мы гарантируем: 

Конфиденциальность

Анонимность

Ответственность

Профессионализм

Безопасность

Доступность

 

Осознайте:

пока не поздно,

насилие можно остановить,

обратив на него внимание и обратившись за помощью!

 Государственное учреждение

« Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района»

 «Кризисная» комната - специально оборудованное помещение на базе отделения социальной адаптации и реабилитации Центра,  обеспеченное всеми видами коммунально-бытового благоустройства и предназначенное для предостав-ления, в случае   необходимости,  лицам,    находящимся в кризис-ном состоянии, временного пребывания.

 «Кризисная» комната создана с целью оказания психологической, юридической, социальной и другой помощи гражданам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, ставшими жертвами торговли людьми).

        В «Кризисную» комнату помещаются граждане по направлению, районного отдела внутренних дел, учреждений здравоохранения, управления по образования Минского районного исполнительного комитета, а также обратившиеся по собственной инициативе.

Граждане могут быть помещены по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

     Пребывание граждан в «Кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах     самообслуживания. Питание граждан в период пребывания в «Кризисной комнате», осуществляется за счет собственных средств    обслуживаемых граждан, средств, переданных Центру физическими и юридическими лицами путем дарения (пожертвования), а также средств, поступивших по линии гуманитарной помощи.

       Пребывание граждан в «Кризисной» комнате прерывается в случаях:

- нарушения правил внутреннего распорядка для граждан, проживающих в «Кризисной комнате»;

-   выявления              медицинских противопоказаний;

- грубого нарушения гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социально-психологических услуг (нахождении в состоянии алкогольного, наркотического состояний, унижение человеческого достоинства работника и т.п.).